Зима не преграда катанию

  • 09 Марта 2011
    Зима не преграда катанию

    В последнее время, вместе с ростом популярности экстремальных видов спорта, растет и интерес к зимнему катанию на велосипеде. Появились шипованные покрышки, специальная одежда и мощные осветительные приборы.

    Особенности езды зимой

    Зимой местность меняется до неузнаваемости. Лесная дорожка со множеством глубоких луж зимой может превратиться в отличную тропу. А асфальтированная дорога, на которой летом не было ни одной колдобины, зимой покроется глубокими ледяными колеями. Зимой идеальная дорога — сухой асфальт или утрамбованный снег.

    На морозе смазка в подшипниках густеет, поэтому ход велосипеда становится более тяжелым. Если велосипед хранится в отапливаемом помещении, то зимой на улице давление в шинах само уменьшится из-за охлаждения и сжатия воздуха.

    Зимой темнеет очень рано, поэтму часто приходится кататься в сумерках и в темноте. Поэтому следует хорошо оснастить велосипед фарой, фонарем и дополниетльными светоотражателями. При низких температурах емкость батарей и аккумуляторов уменьшается.

    Большинство велокомпьютеров не рассчитаны на работу при отрицательной температуре, так же как и большинство фонарей и фар. Элементы питания в мороз садятся быстрее, жидкокристаллические экраны медленно воспроизводят информацию. Не удивляйтесь, если переключение функций велокомпьютера происходит с заметным подтормаживанием.

    Зимняя езда

    Пластмасса становится хрупкой, а, следовательно, есть шанс при падении сломать крепеж фонаря или компьютера. Опытные велосипедисты советуют сместить эти пластмассовые детали ближе к выносу. Так будет меньше шансов зацепиться обо что-нибудь. В любом случае зимой следует избегать резких торможений с блокировкой колеса, а также крутых поворотов на большой скорости. 

    Многим нравиться кататься на чистом велосипеде, но не стоит мыть байк перед поездкой: мокрый велосипед мгновенно обледенеет, перестанут работать тормоза. Итак, сегодня велосипедист на обледенелой (заснеженной) дороге ни у кого уже не вызывает удивления. Но помимо смелости, которая вам нужна для того, чтобы выехать на лед (снег), вам необходимо хорошо подготовить себя и велосипед к зимнему катанию.

    Техника езды на велосипеде зимой

    Наверное, не стоит объяснять, что зимой дороги скользкие и ездить на велосипеде нужно с большой осторожностью и очень внимательно. Тем не менее можно дать несколько рекомендаций, которые позволят Вам избежать неприятных ситуаций на зимней дороге:

    • при движении зимой лучше всего выбирать дороги с сухим асфальтовым покрытием или плотно утрамбованным снегом;
    • старайтесь избегать движения по узкой колее — при попытке выехать из неё очень высока вероятность падения;
    • не стоит ездить по снежной каше — сил уходит много, а толку мало;
    • старайтесь избегать загруженных автомобильных дорог. Помните, что зимой, как правило, обочины завалены снегом и разъезд с автомобилем может быть весьма затруднён и опасен;
    • старайтесь быть готовым к внезапному попаданию на скользкий участок дороги, припорошенный снегом;
    • избегайте резких действий, поворачивайте и тормозите плавно, адекватно оценивая дорожную обстановку;
    • постарайтесь подготовить велосипед к зиме, как это было описано выше и не пренебрегайте средствами безопасности.

    Тормоза

    Для зимней езды лучше всего оборудовать оба колеса дисковыми гидравлическими тормозами. Однако это удовольствие не для всех. Механические дисковые тормоза тоже достаточно неплохо функционируют зимой. Дисковые тормоза значительно более надежны, так как их работа в меньшей степени зависит от изменения погодных условий, а потому велосипед, экипированный дисковыми тормозами, ведет себя в условиях зимы гораздо послушней.

    В крайнем случае, можно кататься и с обычными ободными тормозами (так называемыми ви-брейками), но при этом рекомендуется установить качественные тормозные колодки и быть предельно аккуратным, поскольку эффективность этих тормозов зимой сильно уменьшается. Это происходит из-за того, что колодки и обод обледеневают, а при торможении лед (или снег) тает и снижает трение.

    Покрышки

    Наилучший вариант — покрышки с частыми шипами из твердых сплавов (четырехрядная покрышка). С ними комфортно чувствуешь себя даже на льду. Правда, такие покрышки довольно дорогие. Можно использовать и более дешевые покрышки с редкими шипами (двухрядная покрышка). Если вы собираетесь кататься преимущественно по чистому асфальту и избегать обледеневших участков, то можно обойтись и обычными покрышками.

    Не рекомендуется использовать дешевые покрышки — на морозе некачественная резина теряет эластичность и растрескивается. Помимо этого на таких покрышках протектор часто забивается снегом и перестает работать. Качественная покрышка должна самоочищаться.

    Зимой не следует перекачивать шины: на рыхлом снегу нужно будет прилагать много усилий для образования колеи. Если уменьшить давление в шинах, ход велосипедах станет заметно легче.

    Ходовая часть

    Зимой сильнее всего страдает цепь. Под воздействием смеси снега, соли, песка и реагентов, которыми посыпают и поливают улицы, она очень быстро ржавеет. Поэтому мыть и смазывать цепь надо чаще, чем летом. 

    Если велосипед эксплуатируется интенсивно, то рекомендуется хотя бы раз в течение зимы разобрать втулки колес, педали и каретку для замены смазки в подшипниках.

    Рама

    Рама, как основа байка, заслуживает особого отношения. Алюминиевые рамы становятся хрупкими на морозе, а карбоновые чувствительны к резкому перепаду температур. Очень желательно перед выносом велосипеда на мороз, подержать его 10–15 минут в парадном подъезде для привыкания рамы к низкой температуре. А после поездки, прежде чем закатить байк в теплое помещение, подождать ещё минут 10–15 (за это время можно веником счистить с него всю грязь и снег). 

    Стальные и хромомолибденовые рамы подвержены коррозии, особенно при контакте с солью. Основными очагами коррозии становятся всевозможные царапины, вмятины и сколы. Их надо зачистить, обезжирить, загрунтовать и покрасить.

    Переключатели передач

    Зимой переключатели часто перестают нормально работать по причине попадания в них снега и ледяной крошки. Обычно при этом цепь перестает переводиться с больших на меньшие звездочки. Переключатель и вовсе может застрять на одной скорости. Однако это, что называется, в порядке вещей — издержки зимнего катания, и к поломкам переключателей это приводить не должно. Рекомендуется перед выездом на велосипеде обрабатывать все шарнирные соединения переключателей влаговытесняющей смазкой типа WD-40 или аэрозольной смазкой с тефлоном.

    Другая распространенная причина плохой работы переключателей является попадание влаги в «рубашки» тросов. На морозе вода замерзает, и трос перемещается с трудом. Чтобы этого не происходило, надо в начале зимы смазать тросы, а потом периодически обрабатывать смазкой места, где трос входит в оболочку.

    Амортизационные вилки

    Если на велосипеде стоит вилка с эластомерным амортизатором, надо быть готовым к тому, что на морозе эластомер затвердеет и вилка превратится в жесткую. Поэтому для зимнего катания лучше всего подходят вилки с пружинно-масляным или воздушно-масляным амортизатором.

    Перед началом зимнего сезона в них следует заменить масло более жидким. Правда, в сильные морозы и эти вилки дубеют. Но при отогревании работоспособность восстанавливается.

    Зимняя езда

    Защита велосипеда

    Если вдали от проезжих дорог можно вообще обойтись без крыльев, то на дорогах крылья необходимы. Проезжая часть на дорогах зимой сужается. А велосипедная часть дороги — правый ряд — часто оказывается покрытой снежно-грязевой кашей. Поэтому, чем длиннее будут крылья (естественно в разумных пределах), тем лучше.

    Одежда

    Обязательным условием катания на велосипеде зимой является наличие хорошей теплой одежды, обуви, перчаток и защитного шлема. Зимо исключительно важно подобрать такую одежду, которая обеспечит комфорт и безопасность при катании.

    Зимой одежда не должна уменьшать обзор, не должна стеснять движений и мешать управлению, не должны быть чересчур теплой или слишком холодной, не должна продуваться ветром, должна быть яркой и заметной для водителей автомобилей.

    В сильный мороз и ветреную погоду можно надеть горнолыжные или мотоциклетные очки, а подбородок защитить платком или шарфом.

    Кстати, при выборе очков стоит обязательно обратить внимание на то, чтобы дужки были изготовлены не из металла, потому что металл на морозе легко примерзает к коже.

    Верхняя одежда

    Что касается верхней одежды, то опытные байкеры одеваются слоями по типу луковицы. Так можно максимально точно регулировать температуру, снимая или надевая слой. Если одеваться в три слоя, то первым будет нательное синтетическое бельё из мембранной или полумембранной ткани.

    Хлопковое бельё — хуже, так как хлопок впитывает и удерживает влагу, из-за чего человек начинает быстро мерзнуть. Второй слой рассчитан именно на утепление — это свитер (или несколько свитеров) из ткани наподобие флиса или полартека, но также подойдет и шерсть. Сверху, третьим слоем, необходимо надеть непродуваемую и дышащую ветровку.

    Перчатки

    Перчатки должны не только обеспечивать защиту от холода (а пальцы — один из наиболее подверженных обморожению участков тела), но и позволять легко манипулировать манетками. Обувь для зимнего катания — отдельный разговор.

    Спортивные туфли под контактные педали обычно не рассчитаны на холодную погоду, к тому же в контактных педалях есть защелка, которая фиксирует шип на ботинках, а при попытке покататься по сугробам, она очень быстро забивается снегом, что мешает пристегиваться и отстегиваться от педалей.

    Кроме того, это очень неудобно и даже более того — опасно, поэтому многие катаются в обычных зимних ботинках или кроссовках, отказываясь от контактов. Естественно, выбирается удобная и теплая обувь с нескользкой подошвой, лучше всего с рифленой. Существует вариант специальных утеплителей обуви — бахилл — чехлов из материала, держащего тепло. В заключение скажем, что главное, все-таки, не снаряжение, а боевой дух.

    Преимущества катания на велосипеде зимой

    1. Зимой нет комаров.
    2. Снег зимой гораздо приятнее дождя летом.
    3. Стекла, гвозди, колючки и консервные банки зимой прячутся под снег, не прокалывая колеса. Бревна присыпаются снегом и превращаются в милые бугорочки, а не в сложные препятствия, особенно если ты только учишься через них перепрыгивать.
    4. На мягком снегу резина изнашивается меньше, чем на жестком асфальте.
    5. Мороз зимой переносится гораздо легче, чем жара летом. С ним легче бороться путем увеличения темпа езды. Летом же интенсивная работа мышц только усугубляет ситуацию.
    6. Зимой меньше хочется пить.
    7. Зимой быстрее темнеет и пешеходы стараются уйти домой, освобождая байкеру тропинки.
    8. Зимнее катание способствует улучшению техники езды на велосипеде.
    9. Средняя скорость езды по лыжне на байке примерно в 2,71 раза выше аналогичной на лыжах, что вызывает чувство морального превосходства над лыжниками.

    Мы активно приветствуем зимнее катание. Многие велотусовщики, велоклубы и другие велосипедные союзы продолжают свою активную деятельность в зимнее время.